Поляк

Изображение маршрута (для печати)

Район: Северный Тянь-Шань, ущелье Ала-Арча

Первопроход: В. Поляк, 1983 год

Номер маршрута: 32б

Описание

Байча по Поляку - вещь в себе. Не рекомендовал бы ее как первую пятерку, а, скорее она лучше в качестве экзамена перед первой пятеркой Б, когда у группы есть опыт пары-тройки пятерок А, почему?

• подход камнеопасен и требует аккуратности;
  • на маршруте есть пара веревок с переходами от лазания к ИТО и обратно, на довольно крутом рельефе;
  • есть места, где организация безопасных перил затруднена и, по запарке, можно запросто засыпать нижних камнями от перильных веревок;

В общем, маршрут требует определенного опыта работы именно на пятерках, чтобы сложность прохождения не отвлекала от вопросов обеспечения безопасности группы.

Маршрут для хорошей погоды, много лазания на трение. По мокроте очень скользко!

Снаряжение. Нижний ключ я пробил крючками и по ходу маршрута, где хотелось, оставлял ВЦСПСовские железяки, так что особо много брать не надо, лучше разнообразие, мелкие короба, горизонталки и не забудьте про якоря. Для уверенного и быстрого прохождения верхнего ключа лучше иметь хороший набор мелких френдов, штуки по 2-3 каждого размера. В целом, если не брать верхний ключ, мне вполне хватило стандартного набора френдов, набора стопперов и набора семечек. Оттяжек лучше взять побольше, штук 10 плюс свободные карабины в пределах десятка.

Затарились - полезли.

Подход под маршрут

Подход на полку под контрфорс занимает 1,5- 2 часа. Заход из кулуара между Поляком и Кузьмой. Там самое неприятное место, очень живо, аккуратнее!

Стремная сыпуха на подходе

Через разруху выходим на осыпную полку и через два маленьких скальных барьера подходим под правую ногу контрфорса.

Выход к стартовой полке и первый огурец

С полки прямо вверх до карниза, его можно обойти справа или пролезть прямо (есть участки ИТО), над карнизом два крюка.

Первая веревка

Далее идем левее под нависающую плиту. По углу между плитой и стенкой прямо вверх, я ИТОшу. Трещина приводит к месту откуда можно вылезти направо, на покатую полочку, с нее выйти на следующую, там два крюка под станцию ( нижний ключ). Убили на нем 2,5 часа с подходом второго.

С полки направо вверх лазанием за угол на хорошую полку.

С нее прямо вверх по интересной стенке, (я пару раз брался за оттяжки), вылазим на макушку первого огурца.

Вторая веревка

С него дюльферяем (10м) на перемычку под продолжением контрфорса.

Дюльфер на перемычку, снизу линия подъема в обход первого огурца

Далее, метров через десять будет хорошая полка. С нее я не пошел в разруху направо, а полез по стенке налево вверх.

Третья веревка

Лазание нормальное, одно напряженное место. Вылазим на следующую полку.

Конец третьей веревки, выход за угол

По ней уходим за угол и лезем налево, вверх по большому внутреннему углу.

Во внутреннем углу

Сначала по левой части, потом выходим в центр и подлазим под нависание. От нависания по стенке уходим направо, а затем налево вверх на хорошую полку.

Обход нависания, вверху угла

От полки вверх идет не то камин не то внутренний угол.

Не то угол не то камин

Нормально лезется по правой части, перед началом полки, уходящей налево за угол, лучше выйти вверх, один напряженный выход, и Вы на следующей осыпи. На ней есть какой то тур, не заглядывал.

С полки лезем по левой стенке ( осторожно живье) в направлении трещины перед нависающей стенкой.

Подход к верхнему ключу

Трещина на самом деле - узкий камин, по нему вылезти на полку под нависающей стенкой. Похоже, есть вариант с выходом прямо вверх на гребень контрфорса. Может он попроще, но там мне не понравилась крутая сыпуха и я предпочел более монолитный вариант

С хорошей полки вылезти наверх на менее презентабельную(откидывает) и по ней пройти до конца, там начинается угол, с хорошей трещиной под мелкие френды ( верхний ключ). По углу на ИТО метров около десяти, выходится на пологую сторону и над крюком, вылазится вверх, не доходя до конца угла, хотя хочется.

К сожалению, к этому времени Ольге расхотелось фотать, но там уже никуда не денетесь.

Над углом хорошая полка, с которой несколько метров, пешком приспуститься на перемычку и далее вверх по простым скалам выйти на макушку контрфорса.

Налево по гребешку, выйти на сыпуху, немного набрать высоту и траверсировать направо, в сторону спуска.

Спуск смотреть в описании Шваба.

Впечатление от маршрута - хорошая пятерка А, но в нескольких местах объективно опасная из за осыпных полок, надо быть поаккуратнее с перилами. Рельефа для страховки практически всегда хватало. Иногда бывают проблемы с выбором направления, изучайте фото.

Общая длина маршрута с веревкой легких скал после верхнего ключа- 8 веревок. Опять же становится понятно, почему Поляка считают самой легкой пятеркой на Байче, потому что народ обходит от половины до двух третей маршрута!

Временные ориентиры. Маршрут первый раз пролез 01.07.2007 с любимой за 8,5 часов, так что, описанный вариант, даже если он не везде совпадает с генеральной линией, является настоящей пятеркой А, без послаблений и без накруток. В зависимости от уровня лазания и владения ИТО, по первости, надо рассчитывать на 8-11 часов работы.

Если у кого будет желание пройти этот маршрут по настоящему, захватите расходный конец, метра 2-3, чтобы удлинить дюльферную петлю.