«…Семь тысяч высоты,
Где лишь самолеты,
Во властью пилота легко
Разрывают врата небосвода,
А наша работа…от крови и пота…
Почетна особа,
ведь мы ближе к Богу на этой дороге…»
Агафонов А.А.
ТРФА, поздравляет Дмитрия с успешным восхождением на самый северный семитысячник! «Удача, вот что очень помогло мне» - сказал Дмитрий по телефону. Почему удача, а не что иное спросите вы? Все остальное у спортсмена было и опыт, и сила, и выносливость…но чуточки удачи…и есть вершина.. «Не было погоды, шел снег, в общем, по сравнению с пиком Ленина (на который Дмитрий совершил восхождение в 2007 и 2008 году) это небо и земля! ТРФА поздравляет Дмитрия еще с одним семитысячником, и желает ТАК ДЕРЖАТЬ ДАЛЬШЕ!!!
Хан-Тенгри — красивейший пирамидальный пик на Тянь-Шане на хребте Тенгри-Таг на границе Казахстана и Киргизии. Высота — 7 010 метров, в тридцатые годы считалось — 6995 м. Его название в переводе означает — Повелитель неба.
Первое восхождение на вершину совершено в 1931 году М. Погребецким, Б. Тюриным и Ф. Зауберером. Экспедиция имела вооружённое прикрытие от басмачей. Басмачество представляло реальную угрозу в горных ущельях. То были опытные и упорные восходители. Подобных высот не достигали ещё наши альпинисты. Точнее — альпинисты, объединившиеся под советским флагом, поскольку один из восходителей был австрийским коммунистом-иммигрантом. Два года потребовалось Погребецкому, прежде чем он наметил наиболее логичные маршруты подъёма на вершину. Из мемуаров первовосходителей известно, что ими рассматривались три варианта пути, но было выбрано «широкое, заполненное снегом углубление, которое идёт между чёрными скалами на севере и светлыми мраморными — на юге и соединяются между собой под самой вершиной с большим снежным полем, откуда надо выходить на гребень». Они шли по леднику Южный Иныльчек к пику Чапаева, потом на западное плечо Хан-Тенгри и далее по юго-западному склону наверх. 11 сентября все три восходителя достигли вершины.
Строки, что ниже, принадлежат Михаилу Тимофеевичу Погребецкому: «Надвигался вечер. Мягкие тени легли от гор на долину. Солнце золотило верхушки гребней. От края и до края, вдоль всего горизонта в ледниках и снегах стояла великая Тяньшанская стена. Вся она горела золотисто-оранжевыми и красными тонами заката, а Хан-Тенгри пылал сверху, как гигантский гранёный рубин, вправленный в тёмно-бирюзовое небо. Но вот, солнце погрузилось за горизонт, небо потемнело, краски стали тускнеть, оранжевые тона сменились розовыми, розовые — фиолетовыми, затем пепельными и только Хан-Тенгри горел кроваво-красным огнём расплавленного металла на тёмном небе. Постепенно горы погрузились в мрак и наконец вовсе растворились в сгустившихся сумерках. За ними медленно погас и Хан-Тенгри».
Маршруты с севера:
1 - Хан-Тенгри по Северо-Восточному ребру плеча пика Чапаева, 5А;
2 - Хан-Тенгри по Восточному контрфорсу Северного гребня, 5Б (Бенкин, 75);
3 - Хан-Тенгри по Восточному контрфорсу Северной стены, 6А (Худяков, 70);
4 - Хан-Тенгри по правому Восточному контрфорсу Северной стены, 6А;
5 - Хан-Тенгри по левому контрфорсу центра Северной стены, 6А;
6 - Хан-Тенгри по Северному гребню, 5Б (Студенин, 68);
7 - Хан-Тенгри по центру Северной стены, 6А (Мысловский, 74);
8 - Хан-Тенгри по правой части Северной стены, 6А