Автор: Борис Третьяков
Вот я и вернулся из Арчи! Да! Я живой и почти здоровый, только пальцы на ногах отбил и немного руки поморозил, но всё в пределах нормы, это маленькая расплата за хорошие восхождения на красивейшие горы. Горы как обычно на высоте! В смысле Ала-Арча суперрр!!!
Я в этом районе первый раз, но он мне почему-то показался каким-то родным, иногда даже возникало ощущение, что я уже когда-то был в Ала-Арче, может быть в прошлой жизни, а может быть, это из-за того, что меня окружали люди по родственному приятные… ;)
Сейчас пытаюсь разобрать бесчисленное количество фоток, которые я отфоткал за время наших сборов. Много рассказывать про сборы не буду, а вот фотки покажу с удовольствием…!
Вобчем приехали мы в Бишкек и сразу ахренели.. мороз -20 на улице снег, никаким югом и не пахнет, я не говорю уже о вкусных спелых Бишкекских дынях.. :)
Из Бишкека сразу нас забросили в Ала-Арчу, там было не менее холодно, но обогреватели в летних фанерных домиках давали маленькую надежду на счастливое будущее.
В процессе знакомства друг с другом и с нашим инструктором мы начали тренировочные занятия. Первым делом мы вылезли на скалы размять косточки и вспомнить, как же всё-таки завязывается этот сложнейший двойной булинь :)
На скалах я случайно в азарте ободрал до мяса палец, и он у меня так до конца сборов и не зажил. На высоте все раны заживают очень медленно!
Потом была заброска снаряги и еды на Рацека.
Вот она какая. Хижина дяди Рацека :)
Предназначение этого сооружения понятно всем ;)
А тут новый год подкрался незаметно! Праздник удался на славу. Спасибо Деду Морозу и Снегурочке :)))
На следующий день мы ходили на прогулку. Зашли на кладбище альпинистов. Настоящее кладбище! Первый раз видел высокогорное кладбище альпинистов. Обычно только мемориальные таблички, а тут прямо могилы есть. Жутковатое место, заставляет задуматься… Пусть земля им будет пухом…
После кладбища мы пошли в долину Адыгине. Красивое место, нельзя было не сфоткаться.
Переправа через речку Ала-Арча.
И снова наверх. Вот наше отделение почти в полном составе (на фотке не хватает только Ольги Яблонских и Сергея Селиверстова (инструктор)).
На следующий день открывашка! 2А на Бокс! Из всего маршрута запомнилось только то, что сначала долго поднимались по снегу, потом по гребню подошли к ключевому участку, где нужно было пролезть несколько метров по трещине.
Почти весь маршрут сильно болела голова. Самочувствие хреновое. Горняжка. Погода пасмурная, с вершины почти ничего не видно.
На следующий день наше отделение вылезло на лёд. Я первый раз попробовал настоящий зимний лёд. Твёрдый и хрупкий как стекло. Стоять на таком льду очень сложно, даже при маленьком угле наклона кошки соскальзывают, приходится вбивать передние зубья, при каждом ударе отлетают большие куски льда, иногда выбиваются большие ледяные линзы, особенно при работе ледовыми молотками. Всё это сыпется вниз на головы ползущих напарников :) Зато вкрученный ледобур не вызывает никаких подозрений. Многие ледобуры вкручиваются с трудом издавая какой-то скрип-визг, многие вообще отказываются закручиваться в такой лёд, только Блэк Даймонд вкручивается без особых усилий, умеют же буржуи снарягу делать…
На следующий день были скальные занятия. Жумарили по перилам несколько часов, отрабатывали дюльфер, лазили с нижней страховкой и пр. Вобчем вспомнили как работать со снарягой, какие команды кричать на маршруте, подрегулировали снарягу. Очень полезный получился день. И согрелись неплохо. Лучший способ согреться - это жумарить!
Вот ещё один взгляд на Рацека.
И снова восхождение. П.Олега Кошевого (3А). Мне этот маршрут показался каким-то странным. Всё время по сильно разрушенному гребню и ещё на жандармы нужно залазить. Сложность присутствует только на жандармах, остальное – сыпушная беговуха :) Хотя, может быть я что-то подзабыл. У меня самочувствие нормальное. На маршруте иногда успеваю фоткать. Вместе с нами идёт группа альпинистов из Новосиба. Они просто маршрута не знают, вот и пошли с нами. Хотя у нас кроме Сергея Селиверстова тоже мало кто знает маршрут :)))
После горы все слиняли в сауну отогреваться. Потом немного подкрепились в столовке, заодним отпраздновали мой второй разряд. Да, я наконец-то закрыл второй разряд, что не может не радовать! :)
Следующий день у нас был полный отдых и через день снова заброска на Рацека. Мы вышли утром «по готовности», ну значит около 9 часов :) Снизу из долины ветром притащило туман, когда мы шли до Рацека этот туман всё пытался нас догнать, но ему это так и не удалось. Туман постепенно заполнял ущелье и скоро он стал похож на какой-то густой кисель. Мы были выше тумана, и в какой-то момент мне даже показалось, что если туман полезет ещё выше, то мы просто задохнемся в нем…
И снова восхождение. П.Скрябина (3А). Восхождение запомнилось как одно из самых сложных. Маршрут комбинированный, есть и лёд и скалы и снежные склоны и, конечно, сыпуха, вобчем было всё умноженное на зимний холод. На вершину удалось подняться только 4 человекам из 8. Я по чистой случайности оказался одним из этой четвёрки. Просто у Никиты развалилась кошка перед ледовым кулуаром, и Сергей сказал мне вщелкнуться в их связку вместо Никиты. Отчётливо помню, как перед самой вершиной от усталости у меня в ногах стало клинить мышцы, было такое ощущение, что какая-нибудь мышца просто не выдержит и порвется, но организм включил какие-то предохранительные механизмы, и я смог дотопать до вершины.
Перед следующим восхождением п.Изыскатель (3Б) были ледовые занятия. Наташка Андросович заставила меня немного поволноваться. «Полёты» в её исполнении подтвердили тот факт, что тело, плохо чувствующее свои собственные кошки, рано или ещё раньше проверит страховочную верёвку на прочность. А я во время ледовых занятий начал отбивать пальцы на своей здоровой последней ноге. Цензурных слов по поводу моих башмаков у меня нет, поэтому я лучше промолчу… Эххх…лучше бы я заплатил большие деньги за новые ботинки, будет мне урок на будущее…
После занятий мы ещё целый вечер точили кошки ледобуры и ледовый инструмент. Чувствуется какое-то напряжение в отделении, возможно, это из-за предстоящей сложной горы или просто все чертовски устали… Наташка вечером говорит, что завтра с нами не пойдёт на Изыскатель. Кажется это заявление ни у кого не вызвало удивления, наоборот все сразу одобрили её решение. Мы все понимаем, что на маршруте может быть очень хреново и, если есть подозрение, что ты не готов, то лучше отказаться от восхождения, чем подвергать себя и всю группу неоправданному риску. Сложно представить, что у неё было на душе, когда она говорила нам о своём решении не ходить гору, но наверно это было сделать очень не легко…
На следующий день все предельно сконцентрированы на восхождении. Никита утром тоже решил отказаться от восхождения, не помню из-за чего именно, то ли из-за сломанной кошки, то ли просто плохо себя почувствовал. Вобчем нас осталось 5 альпинюг (Ольга спустилась вниз сразу после Скрябина, у неё здоровье расшаталось совсем). Иногда в голове всплывает мысль тоже отказаться от горы, особенно страшно за побитые пальцы на ногах, но я гоню прочь эту мысль. Чувствую, что организм ещё может шевелиться, что этот маршрут я точно смогу пройти, даже если пальцы совсем в хлам угроблю, я должен попытаться! Я приехал в Ала-Арчу чтобы ходить горы! Расслабляться буду дома! Соберись, тряпка!!! :) С этими мыслями я вышел из Рацека вместе с остатками отделения. Дооолгий подход до Изыскателя и вот мы уже стоим перед бергом. Сергей решает, что первый полезу я! Я одновременно обрадован и напуган. Это первый раз, когда я первый работаю на ледовом маршруте. Берг в несколько метров прохожу нормально без срывов, в хорошем темпе и вот я уже на леднике. Лёд на Изыскателе какой-то пористый, как губка. Ледовые молотки глубоко врезаются в него, вниз постоянно сыпется ледовая крошка. Очко играет, почему-то кажется, что иду не надёжно и что могу сорваться в любой момент. Из-за этого молотками работаю очень интенсивно, глубоко загоняя клюв, потом приходится долго его вытаскивать. Серёга снизу наблюдает за моей работой и несколько раз делает замечание, что я очень глубоко загоняю молотки в лёд, и что из-за этого теряю драгоценное время, но я ничего не могу с собой поделать. Страшно. :)))
После первой верёвки я заметил оставленные предыдущей группой спусковые петли и ледобуры. Далее всё предельно просто…Идёшь, крутишь бур, снова идёшь, станция, ждёшь, идёшь… Так продолжалось 4 верёвки. Дальше было сложнее. На 4 верёвке мы оставили несколько буров для тройки, которая шла за нами и на 5 верёвку у нас оказалось маловато буров. Серёга, чувствуя, что у меня могут быть сложности со страховкой из-за недостатка буров, пятую верёвку пролез сам. Вершина! На заднем плане Корона! Погода чудесная! Почти полный штиль! Кайф!!!
Далее спуск. Дюльферяем по пути подъема. Работаем быстро, без задержек. Иду последним, получаю удовольствие от процесса, выкручивая буры и продёргивая верёвку. Внизу на леднике, идём не связавшись, почему-то вспоминается случай с Дашкевичем, когда он в трещину провалился… Но связываться желания нет. Ледник выглядит достаточно безопасно, идём обратно по своей тропе, утром прошли нормально, снега на леднике не очень много, если была бы трещина, то её было бы заметно. Наверно :)
Уже на леднике чувствую, что ноги на маршруте не хило отбил. Старая болячка на правой ноге беспокоит не очень сильно, а вот левая нога болить конкретно. Возле Короновских ночёвок останавливаюсь, снимаю кошки, левый ботинок. Большой палец на ноге вроде в норме, хоть и болит сильно. Обуваюсь и топаю дальше, других вариантов у меня нет. Скоро догоняю наших, возвращаемся все вместе (возвращаемся всегда вместе – святое правило!). Лёха закрыл 2 разряд! Опять нет повода не выпить… :) На Рацека нас встречает одна Наташка и ещё стадо козлов! Наташка молодец! За день успела сходить вниз и вернуться на Рацека, принесла нам вкусных лепёшек. :)
Остальные альпинисты на восхождениях и на ледовых занятиях. Никита уходит вниз заказывать сауну для всего отделения. Мы быстро перекусываем и тоже топаем вниз. Все помогаем Мишке, ему нужно спустить вниз снарягу, он уезжает домой. Я вышел последним вместе с Мишкой, спускаемся уже по темноте. У меня продолжают болеть пальцы на ногах, на крутых спусках иду не быстро, стараюсь беречь ноги. Слушаю плеер, любуюсь появляющимися звёздами. Недалеко от Ала-Арчи на тропе нахожу полный баллон с газом и ещё полторашку полную жареным арахисом, видимо у кого-то из рюкзака выпало. Всё забираю с собой. Баллон отложили до весны, а арахис позднее с аппетитом сожрали под пиво. :)
В альплагере первой меня встречает Таня. Поздравляет с горой, рассказывает новости. Днём в альплагере было посвящение новичков в альпинисты. Альплагерь жужжит как улей, все обсуждают прошедшее посвящение. У новичков, вернее теперь уже у «Альпинистов России», эмоции зашкаливают… :)
Вечером мы всем отделением греемся в сауне, в столовке кушаем и обсуждаем пройденные маршруты. Поздравляем Лёху с выполнением второго и Таню с выполнением первого разряда!
И снова наверх! Нас ждёт Бокс 4А!!! Это моя первая четвёрка. Я очень переживаю за пальцы на ногах. Они продолжают распухать. Больно. Утром перед восхождением подхожу к Сергею, показываю распухшие пальцы на ногах, спрашиваю что он думает? Сергей не в духе, пытается отшутиться, что он тоже себя не очень хорошо чувствует и что может ему тоже какую-нибудь причину найти, чтобы не ходить на Бокс. После такого ответа все мои сомнения исчезают. Остаётся только злость на самого себя, что допустил слабость. И действительно, хуже моим пальцам уже быть не должно, так что нужно идти. Маршрут обещает быть очень интересным! 11 верёвок льда! Вышли. Подход короткий, но пришлось немного понервничать. Долго «сканируем» снежный склон перед ледником. Место лавиноопасное, фирновые доски вот-вот готовы обрушиться вниз. Наконец-то вылазим на лёд. Картина абалденная. Гладкий твёрдый лёд скрывается за перегибом.
Серёга лезет всё время первый. Для нас эта четвёрка ознакомительная. Главная наша задача понять, какие элементы могут встречаться на четвёрках, ведь скоро нам предстоит ходить такие маршруты без помощи инструктора…
Я иду последний, выкручиваю буры. Вроде всё идёт гладко, работаем в обычном режиме. Пару раз сверху прилетают камни. Сначала в левое колено, затем в правое. Я лезу дальше, молча матерюсь, ведь молчат как партизаны, хоть бы крикнули чё-нить. Видимо парни устали не меньше моего. Внизу видно хижину Рацека. У меня ещё одна ответственная задача. Мне доверили рацию, приходится каждые 2 часа выходить на связь. На базе работает Никита, приятно слышать из динамика родной голос :)
А вокруг красотища!
Вылазим на вершину. Все замёрзли как эскимо. Стучим зубами, дрыгаем ногами (чтобы согреться). Позже выясняется, что Назир сильно обморозил палец на ноге. А группа разрядников на Изыскателе тоже сильно помёрзла, Наташка обморозила большой палец на руке. Дойти до вершины им так и не удалось. Оказывается, было очень холодно. Ночью на короновских ночёвках было около 30 градусов мороза. То, что мы смогли пройти в этот день 4А означает, что нам крупно повезло. Ветра на маршруте не было, это нас и спасло…
В контрольном туре нашли записку наших значкистов. Видимо они дошли до вершины раньше нас. На спуске мы их догнали. Значкистов распирает гордость, что они раньше нас на вершину залезли, едкими шутками пытаются поддеть наше самолюбие, но нам побарабану. Всё-таки 2А и 4А немного разные маршруты… :)
На следующий день массовые сборы и линяем вниз!
На этом спортивная часть сборов закончена. Ну, ещё одни занятия внизу были по отработке спасработ. Порвали 2 пуховки. Я лично очень нервничал на этих самых занятиях. Уж очень всё выглядело халтурно. Серёга сильно в процесс не вмешивался, наблюдал со стороны, предоставив нам свободу действий. Нужно было поднять пострадавшего с сопровождающим на полку, потом траверс и спуск пострадавшего. Кокон ещё на первом этапе развалился, Было реально страшно за условно пострадавшего :) Но всё закончилось благополучно. На земле ещё раз переделываем кокон, как оказалось, сделать кокон – это очень сложная наука, но хорошо сделанный кокон значительно сокращает время спасработ! Очень надеюсь, что эти знания нам в дальнейшем не пригодятся.
На следующий день уезжаем в Бишкек. Очень не хочется уезжать, но пришло время…
В Бишкеке празднуем благополучное окончание сборов. Заказана большая сауна. После сауны едем в клуб «Промзона». Живая музыка, хорошая компания, водка… Хорошее завершение новогодних приключений.
Всем, кто участвовал в альпсборах, агромный привет! Двери моего дома всегда открыты для вас… ;)