Впечатления горного туриста от альпинистких сборов

Автор: Мурылева Наталья

И вот я уже в электричке. Самое время подумать и разобраться с мыслями! Что я чувствую? Мне не уютно, мне плохо без своих друзей туристов, народ весь слишком молодой, все-таки я их плохо знаю! Первый раз я еду в горы с такими мыслями.

Обычно еще до поезда радостная эйфория от предчувствия гор, впечатлений, от общения с друзьями. Нас 15 человек, наше отделение самое большое 7 человек, а все кто мне хоть чуть-чуть ближе в других отделениях. Ну все, хватит! Если уж еду, надо получать удовольствие. Присматриваюсь к ребятам нашего отделения: Ольгу с Катей я, конечно, знаю - мы с ними прошли поход в Фанах в прошлом году, но они сами с собой. Федора с Димкой я вижу почти впервые, Саша и Леха хоть и ходят на тренировки, но я ничего не могу о них сказать. Вдруг выясняется, что Федор турист. Ура! Какое счастье, сразу стало легче. Итак, я, Ольга, Катя, Федор - туристы, Саша и Димка первый раз в горах, а Алексей далеко не первый, но похоже без замашек крутых альпинистов.

Отлично! Наше отделение мне уже нравится.В поезде весело, с нами в вагоне едет еще группа из Екатеринбурга на Памиро-Алай. В Чу нас встречает Сан Саныч. С интересом смотрю на столь известного человека, последнее время благодаря Тиму и Иринке Ала-Арча ассоциируется у меня с его именем. Приезжаем на базу в Ала-Арчу. Народу куча! Оказывается у них альпиниада. Завтра вся эта толпа должна подняться на Комсомолец.Размешаемся в помещениях напоминающих веранды детского сада, только длинные и с дверями. Хотя двери совсем без замков. Вечером общее построение, нам представляют наших инструкторов, все солидно, организованно. Начинаю проникаться альпинистким духом! Инструктор у нас самый лучший, команда тоже. Жизнь налаживается! Расслабляюсь, но видно рано! Не знаю, что происходит, наверное, почувствовала себя своей, а зря. Незначительная реплика и Тим обижается! Сразу резкий всплеск тоски по «своим»! Хорошо Иринка рядом, поговорили и стало легче.

Тренировочные занятия на скалах проходят прекрасно. Ухахатываемся над Димкой! Человек первый раз видит все это снаряжение, не доверяет веревке, страховке, да и нам тоже. Но молодец лезет! Техническая подготовка у нас никакая у всех. Но рвения хватает. Сан Саныч оставляет нас еще на день в Арче и не разрешает подняться на Рацека. Теряем драгоценные дни, у нас их так мало. Уговариваем Сергея (наш инструктор) сходить вверх по ущелью, дух туристов не дает покоя. Видимо, чтобы отвадить от проявлений подобной инициативы, он организует переправу вброд через, как обычно, безумно холодную горную речку, а после обеда опять скальные занятия. Там на скалах нас накрывает туман, мелкий моросящий дождь и ветер. Но все равно здорово! Я уже забыла о своих печалях, мне все нравится.

Наутро выходим на Рацека. Старшеразрядники уже там. Среднеразрядники (середнячки, как их называет Дима) вышли раньше нас. Про подъем на Рацека, ребята бывшие здесь зимой, нам рассказывали страшные вещи, какой он тяжелый, длительный, утомительный. Но неожиданно легко идется. Рюкзак у меня легче, чем обычно, крутизна подъема вообще ерунда. Виды замечательные -арча, ели, трава зеленая!, цветы. Нас, уехавших из ранней весны, где даже еще травы нет, все это просто опьяняет! Пристраиваюсь за Серегой, за мной Федор с Димкой. На водопаде догоняем наших «середнячков». Последние метры до Рацека тяжеловаты, но из-за постоянного ожидания, что вот сейчас дойдем, а не потому-что действительно трудно. Но вот и Рацека! Да, удивительно, как все это здесь соорудили! Да еще в два этажа! Подхожу, кругом чужие лица. И здесь народ! Где же наши? Вдруг вижу выходящего из дверей Мишу. Захожу в эту «прихожую», «столовую» или «веранду» даже не знаю как назвать. Да... после этого меня уже никакой антисанитарией не удивишь! При виде на второе помещение, где нары, сразу вспоминаю фильмы о канцлагерях. Меня уже начинает давить клаустрофобия. С завистью смотрю на устроившихся в палатках. Пытаюсь попроситься к Иринке, к Тимуру. Безрезультатно! Жидобы!

Наутро просыпаюсь от Катиного крика. Просто по нам пробежала мышь! Человек ко всему привыкает и уже через дня 3-4 мне стало казаться, что мы устроились лучше некуда. Мышки вызывают дружеские чувства и наше желание подвешивать продукты все ослабевает. А когда началась непогода, снег и дождь я уже с благодарностью смотрела на приветливое сооружение. Идем на ледовые занятия. Вволю накувыркавшись в снегу, осваиваем самозадержание на снежном и фирновом склоне. С удовольствием кручу буры, хожу с помощью фифов и ледорубов на ледовом склоне. Мне это немножко знакомо и я чувствую себя боле менее уверенно. Особенное удовольствие идти с нижней страховкой. Замерзший и уставший от относительного бездействия, Серега сидит наверху, успевая следить за всеми одновременно. Просто приятно посмотреть на нашего инструктора! Все больше убеждаюсь, что нам с ним повезло.

Пик Учитель. Его название воспринимаю двояко. Может он и назван в честь учителя, но мне кажется, что эта гора - учитель, первая гора не одного альпиниста, начинающего в Ала-Арче. Подъем на нее мне понравился. Рельеф разнообразный, не устаешь от монотонности. Катя тяжело поднялась на Рацека, у нее горняшка и, так как они с Лехой уже были на Учителе зимой, Сергей оставляет их идти Катиным темпом. А мы - все остальные, довольно таки бодренько (хотя может у Сергея по этому поводу другое мнение) поднимаемся на Учитель. Мы на вершине, громко кричим - может нас на Рацека услышат. Прислушиваюсь к себе - есть ли разница в ощущениях от вершины и перевала. Все как обычно, чувство удовлетворения и желания полета. Немного напрягает, что спускаться опять обратно, ведь так хочется увидеть «что же там за седьмым перевалом». На спуске встречаем Катю с Алексеем. Катя с упорством продолжает восхождение, несмотря на наши предложения вернуться. При спуске сказывается опыт хождения в горах. Сергей, за ним Леха, Федор, я, Ольга «скатываются» по сыпухе. Димка с Сашей отстали. Саше еще и похоже плохо. Тоже начинает трясти горняшка. Ждем их у камня инструкторов. Это верно и мне нравятся эти традиции - ждать всех и возвращаться в лагерь группой и встречать спускающиеся группы всем лагерем.

Бокс по 1Б. Поднимаемся по морене (она стала для нас кармической, почти всё, что мы прошли в дальнейшем, мы прошли через нее). Погода нормальная, проходим ледник в связках и начинаем подъем. Гора тоже интересная, подъем логичный, хотя снег и сыпуха кое-где добавляют «приятных» ощущений. На вершине сеанс связи. Великолепно видно группу, поднимающуюся на Изыскатель. Черные точки ползут по снежной стене! Спуск просто в радость, если учесть, что большую его часть мы проделали на пятой точке по снежнику. При подходе к леднику внезапно проваливается нога Ольги и она не может ее вытащить самостоятельно. Федор героически в течении нескольких минут ведер раскопки и, наконец, добывает Ольгу из капкана. Снизу тянет облако, спускаемся в тумане. Сане опять плохо на спуске, но он не отстает. Катя не смогла подняться. Но в целом ощущения отличные. Начинаю привыкать ходить туда-сюда в радиалки. Радости добавляет легкий рюкзак. Ребята уже все как родные: Леша, Федор, Димка, Саша, Ольга, Катя и, конечно, Сергей. Немного напрягает, что идем мы, судя по Сереге, медленно. Он успевает пробежать вперед, подождать нас со скучающим видом, отстать, догнать и перегнать, но зато мы упорные! У нас в активе уже две 1Б и планируется Бокс по 2А. Четверым из нашего отделения скоро уезжать, надо спешить хоть что-то сходить, погода говорят для этих мест в это время года очень хорошая.Идет снег, киргизские альпинисты, проживающие на втором этаже, приглашают нас сыграть в мафию. Вот и повод познакомиться, хотя наши ушлые старшенькие уже давно навели «мосты».

Ждем Тимура и его команду, а вернее Сан Саныча и его команду с восхождения. Вот наконец приходят, замученные и довольные! Уже традиционная встреча - физкульт-привет!!! Вообще у киргизских альпинистов (это не потому что они киргизы, а потому что из Киргизии) чувствуется история, дух какого-то истинного альпинизма. Без них я, наверное бы, не поняла как все это должно быть. На Федора Ефимыча, на Сан Саныча, да и на Сергея я смотрю с определенным восхищением. Увидев в них то, что мне уже казалось утеряно в современных людях. Западный тип альпинизма, каждый сам за себя и сам для себя, индивидуализм, то чего пока слава богу нет у туристов, именно это меня всегда отталкивало от занятий альпинизмом. Здесь, на Рацека этого не было! Мне и всем нам повезло, что мы оказались там в одно время с ребятами из Бишкека.День отдыха. Все в лагере, а день выдался отличный. Неугомонный Федор еще накануне вместе с Хакимуллиным Сергеем спустились в Ала-Арчу. Федор Ефимыч решает провести соревнования и вся разношерстная толпа радостно участвует. После обеда скальные занятия, лезем в связке с Лехой (мы с ним как то незаметно становимся традиционными утренними дежурными и он незаменим в разжигании примуса) все вроде нормально, но туплю при организации станции. Стыдно!

Наутро Бокс 2А. Сергей решает оставить Катю, иначе есть риск, что мы не успеем сходить по маршруту. Понимаю ей тяжело и обидно, не могу понять в чем проблема, ведь в прошлом году в Фанах она ходила лучше.Утро, мягко говоря, не радует погодой, выпал снег, туман. Наши «среднячки» уже ушли, все остальные решили переждать погоду. Мы не можем этого себе позволить, слишком мало у нас времени. Надеемся, что ушедшие раньше ребята - Ирина, Слава, Миша, Женя, Виталий протропят ледник, ведь нам с ними по пути. Опять поднимаемся по нашей «любимой» морене, что-то сегодня тяжеловато. Нас ждет разочарование, на леднике следов в нашу сторону нет. Следы идут в сторону Коронских. По леднику идем в связках, тем же маршрутом, что два дня назад. Но подъем уже иной. Снега выпало много, при подъеме сильно забираем вправо к скалам и выходи выше перевала. Шквальный ветер, снег, видимость минимальная. Одеваем кошки, связываемся и начинаем наш длительный переход по наклонным скальным плитам, припорошенным снегом. Я иду последняя и радуюсь, привязанной ко мне веревке, потому что иногда кажется, что очередной порыв ветра может запросто сбросить. Как родные обнимаю камни, иногда вижу только идущего впереди Федора, остальные скрылись в тумане. Бывают и просветления в погоде, нас окутывает солнышко и мы возвышаемся на этом гребне над морем облаков. Ощущение ирреальности! Вечером Тим будет кричать, что я пьяная. Наверное, я действительно буду пьяная, но не от спиртного. Это восхождение произвело на меня самое сильное впечатление, потребовало выложиться и принесло самое большое удовлетворение. Ведь больше всего ценится то, что дается тяжелее. Я даже не видела как Алексей пролез «ключ», потому что когда наш хвост дошел, он уже был наверху. Немного не доходя до вершины с меня спадает одна кошка, я прошу разрешения у Сергея снять вторую, он не разрешает. Но и вторая вскоре не выдерживает этого шествия по камням и я радостно освобождаюсь от них. На вершине страшный ветер, невозможно даже собраться для фотографии и мы быстро линяем вниз. Перекусываем ниже, спрятавшись от ветра за скалами. А дальше спуск по снежнику, ледник, наша любимая морена. Тащимся из последних сил в снегу, тумане, с нетерпением ожидая заветного инструкторского камня, а за ним отдых, сытость, тепло! Но вот и камень! Собираемся все вместе, поджидая отстающих и двигаемся к Рацека. Наши разрядники, увидев нас, вместо того, чтобы построиться бегут навстречу. Сергей сразу догадывается в чем дело, мы же пока в счастливом неведенье. Оказывается, после третьей вершины, нам собираются устроить посвящение! Мы уж думали, что этот ритуал для нас не предусмотрен. Одна мысль, что нам еще придется напрягаться и делать какие-то усилия приводит меня в ужас. С тоской смотрю на хижину до которой осталось несколько метров. Сане опять плохо и он, не реагируя на внешние раздражители, целеустремленно направляется к ней. Пытаемся отказаться, и я вижу обиженную мину Тимура и начинаю выходить из прострации. Оказывается силы еще есть, сознание медленно набирает обороты, и вот мы жумарим на морену, спускаемся, поедаем ужасную смесь, в течении 10 минут пытаемся сбить банки камнями (уже усилиями всех и новичков и разрядников), ритуальное омовение в водопаде, складывание туров. Здесь нас ждет еще одно потрясение: Миша и Катя, в бесподобных костюмах принмают нашу клятву, заставляют целовать вымазанный какой-то гадостью ледоруб и рисуют на наших щеках зеленкой букву «А». К концу этапа посвящения мы оживаем, усталость уже не кажется такой смертельной и мы весело орем клятву. Спасибо, ребята, все было классно!

Нам остается два дня. И, чтобы закрыть 3-й разряд, две вершины 2Б и 2А. Вечером за столом осторожно начинаем поднимать тему о завтрашнем восхождении. Вижу несколько озадаченный взгляд Сергея и пугаюсь, что он скажет: «Нет, отдыхаем». Но он, изучающее глядя на нас, решает завтра пойти на пик Рацека 2Б. Ольга с Саней отказываются, да и понятно - зачем им эти гонки, у них в запасе еще неделя. Итак, завтра мы пятеро (Сергей, Федор, Алексей, Дима и я) идем на 2Б. Подход к пику Рацека все по той же морене дается все тяжелее. Сказываются вчерашние подвиги. Ловлю недовольный взгляд инструктора, концентрируюсь, пытаясь идти быстрее, но это быстрее, видимо, совсем не удовлетворительно. Понемногу расходимся и, когда оказываемся около первого скального участка, настроение уже отличное, силы вроде как есть, а желание подняться все усиливается. Все скальные участки первыми по очереди проходят Леха и Федор, наша с Димкой задача не задерживая подняться на жумаре по провешанным перилам. День выдался великолепный, солнечный, ветра нет. Ищем взглядом по окрестностям еще две наши группы. Где-то Тимур, Вадим, два Сергея под руководством Сан Саныча лезут свою «соплю», их пока не видно, хотя верчина Бачи вся как на ладони. Срднеразрядников на Изыскателе также не наблюдаем. Сегодня у них ушли одни мужики, по каким-то необъяснимым для меня причинам не взяв Иринку. Мне кажется она ходит и работает лучше их всех, наверно поэтому и не взяли - стыдно! А мы все лезем и лезем, солнце, крутые скалы, легкий ветерок - просто класс! Это восхождение самое приятное, получаешь полное удовлетворение, улыбки не сходят с наших лиц. Вот и вершина! Первый раз нам удается перекусить на вершине, а не где-нибудь в закутке ниже. Сюрприз! Федор затащил банку ананасов, и мы поедем ананасы, сало, шоколад. Вот и показались старшеразрядники. По леднику двигаются черные точки, мы орем и машем им руками. Один из них, видя нас, тоже машет в ответ и это добавляет эйфории в наши ряды. С другой стороны по леднику спускаются поодиночке «среднячки». После сеанса связи, мы уже знаем, что они не поднялись на Изыскатель, им мы тоже кричим, но ответного движения нет. Мы довольно долго проторчали на вершине, наслаждаясь видами и своими ощущениями и начинаем спуск. Провешиваем всего три веревки, дюльферяем и вот мы опять на морене, которая уже не вызывает неприятных ощущений. Последнее время Серега, похоже, нами доволен и уже не кажется не реальным завтра в последний день сделать еще одну 2А. Спускаемся на Рацека, наши, остававшиеся в лагере, Ольга, Катя и Саша тренируются на скалах.

Мы начинаем «чистить перышки» и аккуратно намекать Сергею, что мы вроде как готовы завтра на 2А. Перспектива 3-го разряда вполне реально маячит перед нами и заглушает все доводы разума. Ближайшая 2А - это Изыскатель....А далее спуск вниз - баня, девочки... В общем отдых по полной программе... И скука по горам Северного Тянь - Шаня в холодной Тюмени...