Полезное

Ледолазание – Iceclimbing (англ) – [айс клайминг]

Один из видов программы альпинизма. Как отдельный вид начал развиваться в Европе в середине 90-х годов. В России первый Чемпионат страны состоялся в 1997 году. Родиной нашего ледолазания является г. Киров. Все Чемпионаты России проведены именно тут. Большинство сильнейших спортсменов ледолазов выросло и выступает под флагом Кировской области.

За достижения в ледолазании в данный момент Министерством спорта России присваиваются спортивные разряды и звания по альпинизму (вид ледолазание). В нашей стране 6 Мастеров спорта Международного Класса (МСМК), несколько десятков МС. Чтобы стать МСМК необходимо выиграть один из трех турниров – Чемпионат Мира, Чемпионат Европы или стать обладателем Кубка Мира. Для МС хватит стать призером Чемпионата России или стать обладателем Кубка России.

Ледолазание можно разделить на спортивное и так скажем «аутдор» (outdoor – англ.), что в буквальном переводе означает – за дверью, т.е. на природе. В плане аутдора ледолазание очень многогранно. Тут вам на выбор и замерзшие водопады, ледники, микстовые маршруты (комбинация скал и льда), а так же новый тренд – драйтулинговые трассы (drytooling – в дословном переводе – «сухой инcтрумент», т.е. лазание с ледовым снаряжением по скалам безо льда).

Нужно понять, зачем все-таки придуман драйтулинг. Большинство посчитает несуразным лазание по скалам с ледовым снаряжением. Но тут есть некоторые нюансы. Во-первых, лазают, как правило, в минусовые температуры, когда руки замерзают. Во-вторых, стараются лазать по очень сильным нависаниям (а чаще потолкам пещер) с огромными перехватами, т.к. это интересно, зрелищно, сложно и без использования ледовых инструментов неосуществимо. У европейцев есть такое негласное правило, если скала подходит под лазание руками, т.е. классическое скалолазание, то по ней именно такие маршруты прокладывают. Если по каким то причинам скала не подходит для скалолазания (чаще всего это по причине разрушенности самой скальной породы, или же из-за отсутствия лазательного рельефа, т.е. отсутствие зацепов для рук, а так же по причине того, что по стене летом текут ручьи, а зимой намерзает лед), то ее по желанию и возможности оборудуют специальными драйтулинговыми трассами.

В спортивном ледолазании существует 2 вида программы. Это лазание на трудность и лазание на скорость.

Сначала мы разберем инвентарь спортсмена. В лазании на скорость и на трудность он немного отличается. Сначала начнем с общего. Помимо индивидуальной теплой и удобной одежды каждый спортсмен должен иметь: страховочную систему, шлем, перчатки, ботинки с кошками (кошкоботы). Далее видим различие в снаряжении. В лазании на трудность в руки спортсмен берет ледоруб, иначе – ледовый инструмент, по сленгу – тяпку. На ногах кошки с 1 зубом, иначе монозуб. На скорость кошки с 2 зубьями, в руках айс-фифи, проще говоря – фифы. Чем фифа отличается от тяпки? Тут много отличий. И в размерах, и в принципе использования. Ледовый инструмент больше похож на небольшую клюшку размером до 50см с зубчатым клювом, а фифа похожа на крюк  с ручкой, размером до 30см. Тяпка ударный инструмент, фифа нет.

С момента своего зарождения лазание на трудность сильно видоизменилось. Теперь все чаще спортсмены лазают по фанерным ледодромам безо льда. Связано это с тем, что сам лед может намерзнуть только в вертикальном положении. Сделать чисто ледовые потолки или нависания крайне сложно и дорого. Тем более, что география развития вида спорта уже далеко за пределами наличии минусовых температур. Да и к слову добавить, лед очень хрупкая структура. Из-за этого бывали случаи когда для спортсменов выступающих в конце стартового протокола просто не хватало льда, т.к. его скалывали.  Вернемся к тому, что сейчас лазание на трудность проходит на ледодроме с зацепами. Трудность на трассе для спортсмена создается из-за многих технических факторов. Во-первых, это рельеф самого тренажера. Часто встречаются крутые нависания, карнизы, потолки. Во-вторых, форма и качество зацепа. Зацепы бывают как удобные, так и очень неудобные. Спортсмены их называют «аккуратные» или «очковые» (просто они могут «скинуть» спортсмена неожиданно, вот те и «очкуют»). В-третьих, это угол поворота зацепа. Далеко не все зацепы берутся только сверху, часто их ставят в откидку (т.е. взять нужно где-то сбоку) или в подхват (взять нужно снизу). В-четвертых, это расстояния между зацепами. Тут все ясно, чем дальше – тем тяжелее. Так же чтобы ледолазание было все же ледолазанием, организаторы стараются вкраплять лед в соревнования. Чаще всего эти вкрапления выглядят в форме ледовых глыб, которые локально подвешиваются на трассе. Это может быть ледовая бочка (цилиндр в диаметре порядка 50-70см), ледовый брус (брусок длиной до нескольких метров и габаритами до 70х70), ледовая рамка (ледовая прямоугольная форма габаритами любых размеров, и площадью вплоть до 50 метров квадратных). Как правило, все ледовые элементы имеют заранее просверленные отверстия для спортсменов, иначе если элемент предложить использовать монолитным, то его очень быстро могут разрушить, и льда снова всем не хватит. Но тут есть оговорка. Единственным «ударным» льдом (лед, который монолитен и его нужно ударять ледовым инструментом) в соревнованиях встречается ударная ледовая бочка (у спортсменов называется эскимо, т.к. по своей форме точно напоминает эскимо на палочке). Причем эти эскимо можно увидеть только в одном месте на всей планете. Это место – г. Киров. Дело тут не в уникальности изделия, а все-таки в необходимом количестве. Для соревнований требуется несколько десятков таких эскимо. Иностранцы (это все жители планеты, кроме кировчан) не могут позволить себе намораживать такое огромное количество эскимо, чтобы спортсмены их разломали за пару часов.

Перейдем к самим соревнованиям. Мы имеем ледодром, на нем трассу, состоящую из комбинации зацепов и иногда ледовых элементов, судейскую бригаду и спортсменов.

Уточним про страховку. Страховка бывает 2 типов. Верхняя страховка (когда веревка продета в страховочные карабины выше финиша) и нижняя страховка (когда веревка вся лежит на земле, а на маршруте с расстоянием порядка 1,5 м развешаны оттяжки.  Это специальные карабины на ленточке, в которые спортсмен во время лазания вщелкивает веревку для обеспечения своей безопасности.). В лазании на скорость применяют только верхнюю страховку, в лазании на трудность чаще всего нижнюю, иногда комбинированную (стартовый отрезок трассы лезется с верхней страховкой, финишный с нижней).

Суть лазания на трудность - кто выше залезет. Трасса трудная, иногда непроходимая. Есть лимит времени, одинаковый для всех спортсменов. Финиш называется – ТОР (англ. – вершина). При финише фиксируется время прохождения. Лучше тот спортсмен, кто показал результат ТОР за лучшее время. Но если ТОРа нет, то судят по высоте подъема, кто выше залез – тот и лучше.

Соревнования чаще всего проходят в 3 тура. Это квалификация, полуфинал и финал. В квалификации старт принимают все спортсмены, в полуфинале квота 18 человек, в финале 8. Иногда из-за парных результатов квоты полуфинала или финала увеличиваются. У спортсменов это называется «паровоз». Во всех раундах те спортсмены, которые еще не стартовали, находятся в зоне изоляции и не имеют связи, дабы все были в одинаковых условиях. Затем по порядку они преодолевают трассу, и лучшие проходят в следующий раунд. В квалификации жеребьевка проводится случайным образом. В полуфинале и финале спортсмены лезут в обратном порядке согласно занятым результатам в предыдущем раунде. Лимит времени устанавливают судьи. И чем сложнее и длиннее трасса – тем времени больше.

Перед каждым раундом у спортсменов проводится просмотр трассы. Все участники выходят в зону старта и в течение 6-8 минут снизу наблюдают всю соревновательную трассу. Общаются между собой, советуются, но только не с судьями. В лазании на трудность приветствуются технические новинки, чтобы спортсменам было интереснее и сложнее. Это все зависит от возможности судей постановщиков трасс. Далее после просмотра спортсменов уводят в зону изоляции и начинают лазание поочередно.

В среднем лазание длится 6-8 минут (все зависит от лимита на трассу), плюс 3-4 минуты на смену участника. А спортсменов бывает очень много. Поэтому в квалификации их часто делят на 2 группы. Лезут они, конечно, по разным трассам. Группы стараются сделать одинаковыми по силе, тут на помощь приходит текущий мировой рейтинг. Трассы спортсменам тоже стараются сделать одинаковой трудности. В итоге при таком формате в полуфинал попадает по 9 человек с каждой трассы. В полуфинале и финале все лезут уже по 1 трассе.

После того как спортсмен начал движение по маршруту -  у него пошло его контрольное время. Стартовая позиция всегда четка оговорена. Это 2 ледовых инструмента в стартовом зацепе или стартовом ледовом пятне, и ноги оторваны от земли (поставлены на ножные зацепы или забиты в фанеру).

Про ноги вопрос отдельный. Ледодромы чаще всего сделаны из фанеры. Поэтому кошки в них хорошо впиваются. И это не запрещено правилами, поэтому спортсмены их активно бьют в фанеру. Зато запрещено ногами использовать отверстия под монтаж зацепов и края щитов. Ледовые же инструменты запрещено бить в фанеру, лазаем только по зацепам.

Финишная позиция тоже всегда одинакова. Это вщелкивание последней оттяжки, и 2 инструмента в финишном зацепе. Только после всего этого выключается секундомер и фиксируется результат ТОР.

Про высоту подъема. Тут есть одна не совсем логичная для зрителя деталь. Что спортсмены ранжируются в первую очередь по количеству вщелкнутых оттяжек, а далее только по количеству взятых зацепов. Ситуация такая. На трассе оттяжек всегда в 2-3 раза меньше чем зацепов. Поэтому нередки случаи, когда один спортсмен, например, вщелкнул 10 оттяжек и взял 21 зацепку, а другой спортсмен вщелкнул 9 оттяжек и взял 23 зацепки. В таком варианте первый спортсмен будет выше в итоговом протоколе.  В первую очередь оттяжки!

По высоте подъема есть еще нюансы. Зацеп может дать спортсмену 3 разных результата. Первый и самый частый это когда спортсмен берет зацеп и заканчивает свою попытку, тут просто ставят высоту подъема согласно номеру зацепа. Если спортсмен с этого зацепа сделал полезное движение и закончил свою попытку (т.е. пытался взять следующий зацеп, но упал или закончилось время), то ему добавляется к номеру зацепа еще 01, что уже выше, чем просто номер зацепа. А если спортсмен взял следующий зацеп и с предыдущего не убрал второй инструмент, при этом закончив попытку, то ему добавляется 02, что в свою очередь, выше, чем 01.

Есть моменты, когда спортсмена могут снять – дисквалифицировать. Это превышение контрольного времени, потеря какого либо снаряжения (чаще всего один из ледовых инструментов), пропуск оттяжки, неправильная очередность вщелкивания оттяжек (например, после 5 вщелкнул 7, а потом 6. Но этот момент спортсмену дают возможность исправить самостоятельно, не меняя своего положения руками.), использование ногами ограничительных частей трассы, использование оттяжки для поимки равновесия во время вщелкивания, использование ледовым инструментом болтов зацепов или оттяжек, использование шлямбурного крюка (крюк, в котором висит оттяжка. Иногда на трассе попадаются пустые - без оттяжек, тоже запрещены.) рукой и ногой, выход за ограничения, использование ногами отверстия под зацеп, удар ледовым инструментом в фанеру.

На трудность, кажется все. Добавлю, что во всем мире соревнования на трудность считаются более «правильными». Они ценятся больше, чем старты на скорость. По сути, лазание на трудность это и есть сам смысл вида спорта. Это его духовная идея. В аутдор ледолазании, скорости нет.

Лазание на скорость. Здесь нюансов намного меньше. Сам вид обывателю намного понятнее и интереснее трудности. Но организационно очень труден. Вся проблема в том, что лазание на скорость проходит по чисто ледовой вертикальной стене. На международных стартах высота подъема варьируется от 12 до 25 м. Подготовить такую стену очень сложно. Нужны не только погодные условия, но и умение.

Лазание на скорость бывает в двух форматах. Это парная гонка и индивидуальное лазание. Парная гонка намного зрелищнее и интереснее. На ледовой стене параллельно проходят 2 трассы. Спортсменам необходимо пройти обе из них. В зачет идет суммарное время подъема по обеим трассам.

В отличие от стартов трудности, скорость всегда проходит в «открытом» режиме, нет зон изоляции, т.е. спортсмены видят выступления друг друга. Лазание с верхней страховкой. Только ледовая стена и все. Если спортсмен не долез до финиша – у него срыв.

Парная гонка. Сначала проходит квалификация. Все спортсмены согласно стартовому протоколу поочередно преодолевают первую и вторую трассу. Если спортсмен сорвался на первой трассе, то на вторую он не идет. Если залез первую, а на второй срыв, то результатов будет время на первой трассе и звездочка на второй. Это значит, что такой спортсмен займет место ниже всех тех, кто преодолел 2 трассы. И все же он имеет шанс попасть в следующий раунд. В следующий раунд отбирают 16 лучших (у спортсменов просто «шестнадцать»). Далее в том же формате проходят соревнования по сумме двух отбирают «восьмерку». Вот начиная с этого раунда, начинается гонка на выбивание. Спортсмены борются уже не со временем, а друг с другом. В паре выигрывает тот, кто покажет лучшее время. Победитель автоматически проходит в следующий раунд – «четверка». Начиная с «восьмерки» спортсмены группируются по парам по принципу – «лучший с худшим». Пары комплектуются так: 1 с 8, 4 с 5, 2 с 7, 3 с 6. В «четверке» принцип тот же, а пары такие: 1 с 4, 2 с 3. В финал выходят двое, они и разыгрывают первое место, двое других – третье. Если в парной гонке один из спортсменов срывается – он автоматически проигрывает пару. Бывает что в «восьмерке» оба спортсмена срываются, тогда в следующий раунд проходит спортсмен из проигравших. Но с лучшим временем. Если в «четверке» оба сорвались, тогда перестартовка для обоих.

Еще бывают фальстарты. После первого, спортсмену выносят предупреждение. После второго фальстарта в одном раунде – спортсмен дисквалифицирован.

Во всех раундах спортсмены стартуют по команде судьи одновременно. На финише висит красная кнопка, ударив которую, спортсмен останавливает свой секундомер.

«Односекундный срыв». Если спортсмен сорвался, но успел уцепиться во время падения обратно за лед, и, затратив на это все менее 1 секунды, то ему разрешено продолжить лазание. Касание ногой земли после старта, считается срывом.

«Индивидуальное лазание на скорость». Само лазание, точно такое же что и в парной гонке. Только изменен формат. Спортсмены соревнуются по 1 трассе, на лучшее время. На рекорд трассы. В квалификации все спортсмены делают по 2 попытки, в зачет идет лучшая. В финал отбираются лучшие 18 спортсменов. Им предоставят шанс улучшить свое время еще в 3 попытках. По итогу протокол результатов формируется согласно показанным временам.

Отмечу, что скорость очень зрелищный и динамичный вид. Но в то же время, очень травматичный. Не редки случаи, когда спортсмены пробивают себе руки или ноги фифами. Вследствие чего получают различные травмы, истекая алой кровью прямо на белоснежный стартовый коридор.

Теперь немного общего. Чемпионат Мира считается самым главным турниром в ледолазании, затем идет Чемпионат Европы. Их проводят поочередно, чередуя год за годом. Выходит, что каждый турнир состоится раз в 2 года. Зато каждый год разыгрывается Кубок Мира. Кубок Мира разыгрывается по сумме этапов Кубка Мира, которых в году от 4 до 7. Этот трофей получает тот, кто в течение кубковых стартов наберет наибольшее количество рейтинговых баллов. Отдельный зачет в скорости и отдельный в трудности.

Россияне традиционно лидируют в скорости. Причем не просто лидируют, а подавляют своими результатами все остальные страны вместе взятые.

В лазании на трудность участие иностранных спортсменов очень ощутимо. Уровень их подготовленности тоже очень высок. Но, тем не менее, Россияне давно и регулярно выигрывают мировые медали. Но, к сожалению, Чемпионов Мира в данном виде программы у нас еще нет (тут меня надо проверить, могу наврать. Про мохнатые ледолазные годы знаю мало, интернет еще меньше меня знает). Зато есть Чемпионы Европы и обладатели Кубка Мира.

В России центрами развития ледолазания можно считать Киров, Кемерово, Магнитогорск, Москву, Екатеринбург, Тюмень, Норильск.

 


Наши партнеры

Манарага VENTO Top Point Alpina72 Спецтуризм
На главную Написать письмо Карта сайта Поиск