Безопасность при катании в горах

Безопасность при катании в горах

Вы решили впервые отправиться в горы, чтобы покататься на сноуборде или горных лыжах по нетронутой целине?! Полезным будет знать основные правила при катании в горах и основы лавинной безопасности.

Итак, основные правила безопасности при катании в горах:

1. Не катайтесь по одному. В случае непредвиденной ситуации, кто сможет оказать вам помощь? Всегда хочется проехать тот или иной участок быстрее, делая как можно меньше остановок, но нужно учитывать уровень всей группы или ориентироваться на более слабого участника. Наиболее часто непредвиденные ситуации случаются с подготовленными райдерами из-за переоценки своих возможностей или недооценки рельефа.

2. В группе должна быть связь, т.е. рации или мобильные телефоны с устойчивым приемом сигнала. Связь должна поддерживаться как внутри самой группы (минимум у первого и замыкающего), так и с теми людьми, которые смогут вас подстраховать в случае непредвиденной ситуации, это могут быть спасатели, ваши друзья из другой группы или ожидающие вас в гостинице, базе и проч.

3. В группе должен быть лидер, т.е. человек, обладающий авторитетом и имеющий соответствующий опыт катания в горах. Как правило, это самый опытный райдер, решения которого, при обсуждениях, должны быть окончательными. В группе может быть несколько опытных райдеров, наиболее подготовленного из них следует поставить первым и замыкающим. Но право окончательного решения должно быть за одним человеком, доверие к которому должно быть у каждого участника группы. Если в группе нет достаточно опытных райдеров, и риски, связанные с катанием, велики, то мы рекомендуем обратиться к услуга гида.

Кто такой гид и как его выбирать.

Представим ситуацию, что есть группа желающих покататься в больших горах подальше от подъемников. В группе есть более опытные люди и менее опытные. Стоит ли им искать гида и брать его с собой, за определенное вознаграждение? 

Здесь надо объективно оценить уровень рисков и свою подготовленность. К примеру, если группа имеет лавинное снаряжение, может определить насколько склон лавиноопасен, выбрать наиболее безопасную линию спуска и проехать наиболее опасные участки на хорошей скорости, то вполне вероятно, что такой группе гид и не нужен. Опять же многие, даже опытные райдеры нанимают гида, из числа местных, когда катаются в новом для себя районе, т.к. все горные районы имеют свои особенности и наиболее вероятно предсказать, где может сойти лавина, может только человек, наблюдающий за районом в течение многих сезонов.

Если же группа не укомплектована лавинным снаряжением и знания райдеров не достаточны для объективной оценки опасности склонов, по которым предполагается совершить спуски,  а также недостаточно знаний для оказания первой помощи пострадавшему, то мы рекомендуем такой группе воспользоваться услугами гида. Помните что фан по пухляку в горах, всегда может превратиться в трагедию за несколько секунд.

Итак, вы решили, что вам нужен гид. Но как его найти?! Мы рекомендуем заранее озаботиться этим вопросом. Начать собирать информацию о районе, куда вы хотите направиться хотя бы за 2 месяца, тогда, при благоприятном стечении обстоятельств, вам будет известно насколько в это время года этот район лавиноопасен, несчастные случаи, которые происходили в том районе с райдерами, как и по каким причинам, возможности их повторения. Так же вы сможете найти список людей работающих гидами в этом районе. За рубежом есть система аттестации горных гидов (проводников – еще одно название гида, встреч. за рубежом), по которым можно судить насколько этот гид удовлетворяет ваши запросы. В нашей стране, система методической подготовки гидов еще только на пути становления (хотя в последнее время для этого было сделано не мало), и пока ни о какой аттестации говорить не приходится. Поэтому гидов, как правило, рекомендуют знакомые или какие-то авторитетные сайты, сообщества. В частности, наше фрирайд-сообщество может дать координаты гидов, с которыми мы успели поработать, в разных горных регионах. Но важно понимать, что гид это не только специалист по лавинам, спасатель и координатор ваших действий, это еще и психолог. Ему нужно уметь находить общий язык с группами, с абсолютно разными людьми, которые не всегда соглашаются с ним. Поэтому с неадекватными людьми гиды зачастую отказываются работать, что на наш взгляд правильно.

Что необходимо знать о лавинах, отправляясь кататься в горы

Лавины, или как их еще называют белая смерть, всегда сходят неожиданно и обрушительно. Зачастую сход лавины провоцируют сами фрирайдеры, подрезая перегруженный склон. 

Важно. Человек, попавший  в лавину, может находиться в ней живым 18-20 минут, затем наступает смерть от удушья. В некоторых обучающих фильмах и изданиях называют время 45 минут, но это скорее максимум, превысив который вряд ли получиться откопать человека из лавины живым. Наиболее часто специалистами по лавинам называется временной промежуток безопасного нахождения в лавине - 18-20 минут. Впрочем, известны случаи, когда люди находились под лавиной несколько суток, а затем самостоятельно или при помощи спасателей выбирались из нее.

При попадании в лавину все может окончиться трагически не только из-за отсутствия возможности организмом получать кислород. Вероятны также случаи различных и множественных переломов конечностей, вплоть до получения травм несовместимых с жизнью. Такое происходит, когда снежную массу с попавшим в нее человеком несет на скалы или сбрасывает со скальных выступов. 

Это две основные причины смерти при попадании в лавину. Разные статистические наблюдения ставят на первое место либо первую, либо вторую причину. Но сути вопроса это не меняет.

Причиной образования очагов лавин (т.е. место, откуда начинается сход лавины) могут быть осадки, колебание температур, ветер и сам рельеф местности. В этом очерке мы лишь кратко пробегусь по основам лавинной безопасности.

Итак, лавины бывают сухие и мокрые (они в свою очередь еще подразделяются на подтипы). Сухие могут быть из свежего снега, когда новый слой ложится на старый и, не «спаявшись» со старым слоем, сметается вниз. И из лежалого (смерзшегося), другое название наст, когда масса смерзшегося снега подходит к своей критической точке и может обрушиться (признаками такого явления могут служить снежные трещины). Мокрые лавины сопряжены с таяньем некоторых слоев снега, что утяжеляет их вес. Как несложно предположить, мокрые лавины наиболее вероятны в межсезонье: осенью (при обильных ранних снегопадах) и весной, когда колебания температур, возле отметки 0 градусов по Цельсию, слишком велики. 

Уходя кататься на склоны, которые могут быть лавиноопасны, каждый райдер должен иметь необходимый набор снаряжения:

Лавинный датчик или бипер. Существуют аналоговые и цифровые. Цифровые более продвинуты и в отличие от аналогового могут показывать направление и расстояние до цели, аналоговые же близость к цели показывают лишь усилением звукового сигнала.Следует помнить, что бипер вам поможет, если только он на вас и включен. Эти, на первый взгляд, элементарные вещи порою шутят злые шутки с райдерами.

Лавинный щуп - прут, длиной от 2-4 метров из легкосплавных материалов, имеет возможность складываться до минимальных размеров. Нужен для зондирования снежной массы, на предмет точного определения местоположения пострадавшего.

Лавинная лопата. Предназначена для откапывания пострадавшего из лавины. Также имеет складную форму. Помимо этого существуют еще такие, давно уже не  ноу-хау, но все же еще мало распространенные в нашей стране средства лавинного снаряжения как:

Рюкзак ABS Airbag – рюкзак, который работает в лавине как спасательный круг.  Дает возможность удержаться на поверхности лавины. Производители заявляют, что рюкзаки не одинаково эффективны при разных типах лавин 

Avalung – аппарат, с помощью которого райдер, попавший в лавину, может дышать в течении 30-40 минут, что увеличивает шансы на спасение. Некоторые специалисты по лавинам скептически относятся к его способностям помочь продлить время нахождения пострадавшего в лавине. 

Важно помнить, что ни одно из вышеперечисленных средств, или вся их совокупность, не дает 100% гарантии выживания при попадании в лавину. Более подробно о лавинах и о лавинном снаряжении можно узнать на специализированных сайтах, курсах или из специализированной литературы. На нашем сайте вы можете скачать одно из таких изданий: Руководство по оценке лавинной опасности «Чувство снега» под редакцией М.Панкова.

Лавины. Как это может быть:

http://community.livejournal.com/ru_snowboarding/2921234

http://mustag.ru/forum/viewtopic.php?f=41&t=19933

Смотрите также: Сквозь линзу маски, Районы, где можно кататься фрирайд

 

На главную Написать письмо Карта сайта Поиск